Постановление правительства 1465 от 2 декабря 2017

Содержание

Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 "О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу. "

Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 "О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу. "

Служба новостей » 06 дек 2017, 09:43

Правительство утвердило цены на продукцию гособоронзаказа

Просто Петр » 06 дек 2017, 09:44

Re: Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 "О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу. "

Гера » 05 янв 2018, 17:57

Вот пункт 6 данного ПП:

"6.Государственное регулирование цен осуществляется в отношении:

а) продукции, включенной в перечни продукции по государственному оборонному заказу;

б) продукции, поставляемой по государственным контрактам в связи с разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием, модернизацией, ремонтом и утилизацией продукции, указанной в подпункте "а9quot; настоящего пункта;

в) российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственными производителями (единственными поставщиками);

г) работ (услуг) в области космической деятельности в части мероприятий, предусмотренных государственными (федеральными целевыми) программами в области космической деятельности, реализация которых осуществляется в рамках государственного оборонного заказа;

д) сырья, материалов, покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования и иной продукции, поставляемых в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта для выполнения государственного оборонного заказа по поставке продукции, указанной в подпунктах "а9quot; - "г9quot; настоящего пункта, - в части применения положений, предусмотренных разделами II, III и IV настоящего Положения. "

Что есть пункт "а9quot;, что это за продукция ?

Гособоронзаказ получил рыночные правила ценообразования

ОПК достались противоречивые указания. С одной стороны, Федеральная антимонопольная служба призывает отказываться от затратного метода регулирования цен. С другой стороны, она предлагает затратный метод в качестве стимула развития отрасли.

Сегодня на сайте Правительства РФ опубликовано Постановление №1465 от 2 декабря 2017 года. Оно утвердило новое Положение «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу», которое устанавливает единый рыночный механизм такого регулирования.

Заявлено, что Положение сдержит рост цен на продукцию Оборонного промышленного комплекса (ОПК) за счёт применения в ценообразовании «расширенного индексного подхода». Положение вступит в силу с 1 января 2018 года.

«Новый подход позволит уйти от затратного принципа ценообразования и будет стимулировать организации ОПК к снижению издержек производства, внедрению современных технологий, повысит инвестиционную привлекательность организаций ОПК и упростит систему контроля за ценообразованием в сфере ГОЗ».

Документ подготовлен Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Не вызывает сомнения, что над 78 страницами документа работала группа экспертов. Жаль, что в постановлении прямо не заявлено о предполагаемом экономическом эффекте в абсолютных цифрах хотя бы на 2018 год, так как из двух простых идей документа возможная польза как для государства, так и для предприятий ОПК не понятна, хотя вероятность её возникновения исключить нельзя. Возможно, в ближайшем будущем последуют комментарии промышленников.

Идея первая – рыночное установление максимальной цены госконтракта

Суть в следующем. При ГОЗ действует система закупок. Положение определяет максимальную цену таких закупок. Максимальная цена будет формироваться по следующему алгоритму:

Во-первых, если продукция биржевая (например, бензин или дизель), то будут ориентироваться на биржевую цену за предыдущие 45 календарных дней, если заказчик не согласовал больший срок. Если товар не биржевой, но есть данные Росстата о ценах на продукцию (например, продукты питания), то максимальная цена определяется исходя из данных за последние 3 месяца. Это называется «метод анализа рыночных индикаторов».

Во-вторых, если предыдущий метод не применим, но есть данные о ценах на сравнимую продукцию, то максимальная цена не должна превышать их уровень. Это называется «метод сравнимых цен».

В-третьих, если не применимы два предыдущих метода, то максимальная цена будет рассчитываться исходя из затрат производителя с учетом транспортных расходов на поставку. В следующие пять лет она будет индексироваться, а на шестой год останется на уровне пятого года. Это называется «затратный метод». Ему уделено наибольшее внимание в документе, если судить по количеству страниц, отведенных на описание методов.

В-четвертых, допускается установление прогнозной (расчётной) цены при заключении госконтракта, если фиксированную цену по технологическим и экономическим причинам определить сложно. Тогда должны быть прописаны условия пересчета расчетной цены в фиксированную в будущем. Это важная модификация «затратного метода».

Это всё, что нужно знать об установлении максимальной цены закупки. Из этого получить знание о том, где планируется достичь экономический эффект для государства, сложно. Остальная часть документа посвящена порядку отнесения цены к одной из категорий.

Идея вторая – стимулирование ОПК

Обратной стороной медали ФАС называет возможность производителям увеличить рентабельность производства за счет «расширенного индексного подхода». ФАС дает определение такому подходу:

«Мотивационная модель ценообразования в сфере ГОЗ с применением «индексного» метода расчёта цен, позволяющего организации получать дополнительную прибыль за счёт экономии, полученной за счёт снижения затрат на производство и реализацию продукции»

Под этим определением лежит вторая простая мысль. Если путем модифицированного затратного метода установлены прогнозные цены, то, в случае снижения себестоимости производства ниже прогнозируемой, экономию производитель сможет оставить себе. Это экономия якобы поможет внедрить современные технологии и повысить инвестиционную привлекательность.

Предлагая уйти от затратного метода, ФАС пробует стимулировать производителей затратным методом. Это очень восточная философия с взаимопроникновением «инь» и «янь». Подобное знание даосской мудрости недавно демонстрировал Министр экономического развития Орешкин. Наверое, экономистам пора учить китайский язык для последующей стажировки в Поднебесной.

Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465

О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу

Методы определения цены на продукцию

Если ранее основным и практически единственным документом, дающим регламентирущим порядок формирования цены на продукцию членов кооперации ГОЗ был Приказ Минпромэнерго России от 23.08.2006 N 200 (ред. от 07.11.2013) «Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу» (далее Приказ N 200), с 01.01.2018 года внесены изменения и чётко определены методы определения цен на продукцию, (пункт 6, ст. 1 «ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ, ПОСТАВЛЯЕМУЮ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБОРОННОМУ ЗАКАЗУ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 декабря 2017 г. N 1465 О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ, ПОСТАВЛЯЕМУЮ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБОРОННОМУ ЗАКАЗУ, А ТАКЖЕ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Далее Положение.).

К таким методам относятся:

  • метод анализа рыночных индикаторов;
  • метод сравнимой цены;
  • затратный метод.

Так же описаны на продукцию и ранее не была сформирована ее базовая цена, цена на продукцию определена процедура условия применения затратного метода. Однако, отсутствует прямая связь с Приказом N 200.

Так же определены формула и ограничения расчёта цены продукции, при условии, что существует уже рассчитанная базовая цена:

  • метода индексации базовой цены;
  • метода индексации по статьям затрат.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 декабря 2017 г. N 1465

Впервые предполагается возможность использования биржевых индексов, в случаях, если продукция является биржевым товаром и (или) имеются данные о цене на продукцию в официальной статистической информации, распространяемой либо предоставляемой Федеральной службой государственной статистики (субъектами официального статистического учета) в соответствии с законодательством Российской Федерации об официальном статистическом учете.

Даны рекомендации расчётов и сформулированы ограничения применения того или иного метода в зависимости от специфики продукции, рынка товаров и заказчика.

В то же время, в законе указана возможность максимально учитывать специфику деятельности поставщика и его технологической цепочки. Определение цены единицы продукции осуществляется с учетом сроков и объемов поставки (в том числе производства) продукции, а также иных требований заказчика к продукции, выполнение которых влияет на цену этой продукции.

Чётко определена роль учётной политики предприятия, как основного регламентирующего документа, определяющего принципы ведения раздельного учёта участников ГОЗ и принципов формирования себестоимости и цены продукции. Порядок определения состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, устанавливается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос». Отраслевые органы могут по согласованию с государственными заказчиками и Федеральной антимонопольной службой определять особенности формирования затрат, в том числе отдельных показателей, указанных в пункте 16 настоящего Положения, включаемых в себестоимость продукции при определении цен на нее с учетом специфики производства отдельных видов продукции.

Определено какие методы расчёта цены могут применяться для расчёта цены НИР, НИОКР и ОКР (об этом мы поговорим в следующей статье). При определении базовой цены единицы продукции расходы, связанные с поставкой (включая производство) продукции, распределяются в соответствии с конструкторской, технической и технологической документацией на ее производство по календарным годам, в которых планируется осуществить данные затраты. Указанные расходы переводятся в цены соответствующих лет путем их индексации с применением соответствующих индексов.

Базовая цена единицы продукции определяется как сумма величин собственных и привнесенных затрат в ценах соответствующих лет и прибыли, которая определяется как сумма величин, определяемых раздельно исходя из собственных и привнесенных затрат в соответствии с разделом IV настоящего Положения.

При осуществлении индексации величин затрат в каждом календарном году используются значения соответствующих данным статьям затрат индексов, актуальные на дату такой индексации, при этом:

  • для календарных лет, следующих за базовым годом и предшествующих текущему году, в котором осуществляется определение цены единицы продукции, применяются фактические значения индексов;
  • для текущего года, в котором осуществляется определение цены единицы продукции, и следующих за ним календарных лет используются прогнозные значения индексов.

Чётко определены виды цен, указываемых в государственном контракте. Цена на продукцию в государственном контракте может устанавливаться в виде:

  • ориентировочной (уточняемой) цены,
  • фиксированной цены или цены, возмещающей издержки.

Выбор вида цены на продукцию осуществляется с учетом:

  • наличия исходных данных для определения экономически обоснованной цены на продукцию;
  • минимизации рисков неисполнения единственным поставщиком государственного контракта в зависимости от срока, на который он заключается;
  • длительности технологического цикла и серийности производства продукции;
  • особенностей отдельных видов продукции и технологических особенностей их производства;
  • вида работ, услуг, предусматриваемых при формировании государственного оборонного заказа и заключении государственного контракта.

Соответственно, ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию или цена на продукцию, возмещающая издержки, применяется при заключении государственного контракта, если не имеется достаточных исходных данных для определения фиксированной цены на эту продукцию, в том числе:

а) при поставках продукции с технологическим циклом производства свыше 3 лет;

б) при заключении государственного контракта на поставку продукции на срок более 3 лет;

в) по согласованию с государственным заказчиком при заключении государственного контракта на поставку продукции с технологическим циклом производства менее 3 лет;

г) при выполнении ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники, если на момент заключения государственного контракта отсутствуют точные данные по объему работ;

д) в сфере ядерного оружейного комплекса и в области космической деятельности (в части, касающейся создания и использования космической техники, элементов космической инфраструктуры для осуществления научных космических исследований, включая наблюдение за явлениями и объектами в космическом пространстве), если у единственного поставщика и государственного заказчика нет данных, необходимых для определения экономически обоснованной цены, кроме отдельных характеристик, обозначенных в техническом задании и (или) иной нормативно-технической документации, определяющей требования к продукции по государственному оборонному заказу;

е) при заключении государственного контракта на проведение научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ по перспективным направлениям разработки новых образцов продукции по государственному оборонному заказу и (или) на осуществление поисковых исследований по таким направлениям, если на момент заключения государственного контракта невозможно определить величину затрат, связанных с выполнением этих работ.

В случае применения при заключении государственного контракта ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию либо цены, возмещающей издержки, в таком государственном контракте устанавливаются срок ее действия, условия уточнения, а также порядок перевода соответствующего вида цены в фиксированную цену с учетом пунктов 46 — 52 настоящего Положения. Условиями государственного контракта на поставку продукции, цена на которую является ориентировочной (уточняемой), может быть установлено предельное значение цены государственного контракта в случае взаимного согласия государственного заказчика и единственного поставщика.

В государственных контрактах на поставку продукции с применением цены на продукцию, возмещающей издержки, в обязательном порядке устанавливаются предельное значение цены государственного контракта и формула цены.

Условия уточнения и порядок перевода ориентировочной (уточняемой) цены продукции либо цены, возмещающей издержки, в фиксированную цену должны предусматривать возможность установления значения фиксированной цены как ниже, так и выше величины ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию либо цены, возмещающей издержки, установленной государственным контрактом.

При этом в случае, если цена на продукцию увеличилась в связи с переводом в фиксированную цену других видов цен на нее, и в связи с этим требуется увеличение цены государственного контракта, решение по указанному вопросу может быть принято после внесения необходимых изменений в государственный оборонный заказ. Государственный заказчик в установленном порядке осуществляет подготовку предложений по данным вопросам.

Фиксированная цена на продукцию применяется при заключении государственного контракта во всех случаях, когда настоящим Положением не предусмотрено применение других видов цен. Фиксированная цена на продукцию определяется в государственном контракте на весь срок его действия и может быть пересмотрена в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Фиксированная цена на продукцию устанавливается также на завершающем этапе выполнения государственного контракта, в котором на продукцию установлена ориентировочная (уточняемая) цена.

В случае применения в государственном контракте ориентировочной (уточняемой) цены либо цены, возмещающей издержки, государственным заказчиком по согласованию с единственным поставщиком по окончании срока действия соответствующего вида цены на продукцию, но не позднее 2 месяцев до окончания поставки этой продукции (или завершения отдельных этапов поставки продукции, если государственным контрактом предусмотрены такие этапы) или по достижении 80 процентов технической готовности продукции устанавливается фиксированная цена на продукцию.

При этом в случае, если требуется увеличение цены государственного контракта в связи с увеличением цены на продукцию при переводе в фиксированную цену других видов цен на эту продукцию, решение по данному вопросу может быть принято после внесения в государственный оборонный заказ необходимых изменений. При установлении фиксированных цен на продукцию, поставляемую в рамках отдельных этапов государственного контракта (контракта), условиями которого устанавливается предельная величина цены государственного контракта и (или) ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию либо цены на продукцию, возмещающей издержки, в цены последующих этапов могут вноситься изменения в пределах установленного предельного значения цены государственного контракта.

Так же определено, что отраслевые органы совместно с государственными заказчиками вправе разрабатывать и по согласованию с Федеральной антимонопольной службой утверждать в установленном порядке методические рекомендации по выбору видов цен на продукцию и их применению в соответствии с настоящим Положением, позволяющие учитывать отраслевые особенности производства отдельных видов продукции по государственному оборонному заказу.

Постановление Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465

"О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному

заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации."

О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.

Постановление от 2 декабря 2017 года №1465. Утверждено новое Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, которым устанавливается единый механизм государственного регулирования цен на продукцию при формировании, размещении и выполнении ГОЗ. Это позволит обеспечить единые правила ценообразования при формировании, размещении и выполнении ГОЗ, сдерживать рост цен на продукцию ОПК за счёт применения в ценообразовании «расширенного индексного подхода». Новый подход позволит уйти от затратного принципа ценообразования и будет стимулировать организации ОПК к снижению издержек производства, внедрению современных технологий, повысит инвестиционную привлекательность организаций ОПК и упростит систему контроля за ценообразованием в сфере ГОЗ.

Подготовлено ФАС России в соответствии с федеральными законами от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Практика государственного регулирования цен на продукцию по государственному оборонному заказу (далее – ГОЗ) показала, что достаточно большой перечень нормативных правовых актов в области ценообразования затрудняет их комплексное применение организациями оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК) и государственными заказчиками при планировании, размещении и выполнении ГОЗ, при этом система ценообразования в сфере ГОЗ требует совершенствования в направлении стимулирования организаций ОПК к повышению эффективности их экономической деятельности и снижению издержек при производстве вооружения, военной и специальной техники (далее – ВВСТ) в неконкурентной среде.

Решение этих вопросов может быть обеспечено за счёт:

- принятия нормативного правового акта, устанавливающего единый механизм государственного регулирования цен на продукцию при формировании, размещении и выполнении ГОЗ, основанный на преемственности и взаимосвязи действующих методов определения прогнозных цен на продукцию, начальных (максимальных) цен государственных контрактов или цен государственных контрактов, заключаемых с единственным поставщиком, на поставку этой продукции, а также уточнения цен на продукцию (цен государственных контрактов) при выполнении ГОЗ;

- реформирования системы ценообразования в целях стимулирования организаций ОПК к снижению затрат при производстве продукции по ГОЗ и внедрению передовых технологий, что позволит сдерживать рост цен на ВВСТ и обеспечить повышение инвестиционной привлекательности организаций ОПК.

В связи с этим подписанным постановлением утверждено Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее – Положение).

Положением устанавливается порядок определения прогнозных цен на продукцию при формировании ГОЗ, с которым взаимосвязаны применяемые при размещении ГОЗ порядок определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или порядок определения цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком, в том числе порядок регистрации цен на поставляемую продукцию в установленных Положением случаях.

Также установлен единый порядок определения цен на продукцию, поставляемую в рамках ГОЗ. При этом вводятся единые правила определения цен как на образцы ВВСТ, так и на продукцию, необходимую для их производства и поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя, с использованием методов, установленных Положением, которые предусматривают:

- приоритет использования информации о рыночных ценах на продукцию, если эта продукция обращается на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, с применением конкурентных способов определения поставщиков этой продукции;

- определение цен на продукцию, поставляемую единственными поставщиками, на основе «расширенного индексного подхода» (мотивационная модель ценообразования в сфере ГОЗ с применением «индексного9raquo; метода расчёта цен, позволяющего организации получать дополнительную прибыль за счёт экономии, полученной за счёт снижения затрат на производство и реализацию продукции).

Так, «расширенным индексным подходом» предусматривается начиная с 2018 года определять затратным методом базовые цены на образцы ВВСТ и фиксировать их не менее чем на шесть лет, не пересматривая ежегодно, а только уточняя эти цены на индекс-дефлятор, утверждаемый в установленном порядке. При этом производители продукции могут за счёт проведения мероприятий по повышению эффективности производства и снижению издержек оставлять у себя прибыль, полученную от достигнутой экономии, и направлять её в том числе на инвестиционные цели и внедрение бережливых технологий.

Такой подход позволит уйти от затратного принципа ценообразования и будет стимулировать организации ОПК к снижению издержек производства, внедрению современных технологий, а также повысит инвестиционную привлекательность организаций ОПК и упростит систему контроля за ценообразованием в сфере ГОЗ в связи с отсутствием необходимости ежегодного контроля регистрируемых цен и фактических расходов организаций, определяющих себестоимость продукции.

Постановлением также устанавливается, что отраслевые органы (Минпромторг России, госкорпорации «Роскосмос9raquo; и «Росатом9raquo;) вправе разрабатывать совместно с государственными заказчиками и по согласованию с ФАС России утверждать методические рекомендации по определению цен, которые позволяют учитывать отраслевые особенности производства отдельных видов продукции, в том числе особенности определения рентабельности (прибыли).

Одновременно признаются утратившими силу все ранее принятые постановления Правительства по вопросам государственного регулирования цен на продукцию по ГОЗ.

Положение вступает в силу с 1 января 2018 года.

Принятые решения позволят обеспечить единые правила ценообразования при формировании, размещении и выполнении ГОЗ, сдерживать рост цен на ВВСТ за счёт применения в ценообразовании «расширенного индексного подхода», стимулировать организации к снижению затрат на производство продукции за счёт выполнения мероприятий по повышению эффективности их производства, роста производительности труда и экономии ресурсов.

Текст постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 2 декабря 2017 г. № 1465

О государственном регулировании

ценнапродукцию, поставляемую погосударственномуоборонномузаказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации

В соответствии с федеральными законами "О государственном оборонном заказе" и "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу;

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Федеральным органам исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в 6-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления привести свои акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации в 6-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" порядок определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа.

4. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.

Российской Федерации Д.Медведев

С полной версией постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465 можно по данной ссылке.

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Цену закупаемого бензина заказчики рассчитают по формуле.

Главное изменение в 223-ФЗ с 01.07.2018 г.: торговые и неторговые процедуры закупок и их значение для корректировки положения о закупке

Каким документом должен подтвердить свое соответствие п.1 ст.31 ФЗ №44-ФЗ от 05.04.2013 года кадастровый инженер-индивидуальный предприниматель в запросе котировок?

Как провести торги на ремонт крыши нежилого здания, если у здания несколько владельцев?

Первый собственник торгует по 223-ФЗ, второй по 44-ФЗ?

Подскажите какие документы должен прикладывать участник закупки по ПП РФ №1072 от 05.09.17, если это продукция производится на территории РФ, предлагается заказчику РФ, а также если он не является производителем данной продукции и собственником.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

94 − = 86

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

map